Cliodynamics
Клиодинамика





Locations of visitors to this page

web stats

Скачать статьи

Форум


Причины Революции

Навигация
Главная
Клиодинамика
Статьи
Методология и методы
Конференции
СМИ о клиодинамике
Библиотека
- - - - - - - - - - - - - - -
Причины Русской Революции
База данных
- - - - - - - - - - - - - - -
Ссылки
Помощь
Пользователи
ЖЖ-Клиодинамика
- - - - - - - - - - - - - - -
English
Spanish
Arabic
RSS
Файлы
Форум

 
Главная arrow Методология и методы arrow Курс по клиодинамике в Высшей школе экономики (Петербургский филиал)
Курс по клиодинамике в Высшей школе экономики (Петербургский филиал) Версия в формате PDF 
Написал AK   
23.03.2009

Из аннотации к концепции магистерской программы

Высшей школы экономики (Петербургский филиал) 

«Математические методы анализа экономики»
по направлению 080100 Экономика

 

Источник: http://www.hse.spb.ru/download/magistr/note-economics-math.pdf  

 

ВШЭ 

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА


Курс представляет собой введение в бурно развивающуюся область экономической и социальной динамики развития человечества, относящуюся, в первую очередь, к предыстории формирования современной мировой экономики и объясняющую функционирование социально-экономических систем прошлого. Среди изучаемых сторон жизни общества особое внимание обращается на демографию, поскольку рост населения во многом определял экономическое состояние архаических и традиционных сообществ (и до сих пор играет важнейшую роль в развивающихся странах). Изучаемый предмет имеет много общего с традиционной философией истории и вводными главами политической экономии, но отличается от них широким использованием новейших макросоциологических теорий, эконометрических данных и математических моделей социально-экономических процессов.
Планируется рассмотрение следующих тем.

Историческое время – пути изучения и понимания.

Понятия эволюции, прогресса и развития. Однолинейные и многолинейные подходы.

Историческая и биологическая эволюция: сходства и различия, законы и закономерности. Предыстория человечества, беглый очерк центрального, восточного и американских очагов развития.

Характеристики исторической эволюции, основные эмпирические закономерности и математические модели. Клиодинамика. Мировые демографические и экономические процессы – монотонные и циклические процессы.

Мир-системы и цивилизации – различные взгляды, виды взаимодействий, история формирования. Теории Франка, Уоллерстайна, Уилкинсона и Коллинза.

Гиперболический рост населения Земли, эмпирические данные и математические модели Кремера, Капицы, Циреля.

Технологический прогресс, процессы распространения изобретений и инноваций, эмпирические данные и математические модели.

Теория Мальтуса. Демографические и структурно-демографические циклы, математические модели.

Проблемы реконструкции и различные ряды исторических данных о мировом ВВП, урбанизация, рост грамотности. Модель Коротаева.

Соотношение между ростом ВВП и теорией Мальтуса. Математическая модель.

Сходства и различия западных и восточных цивилизаций, «теплые» и «холодные» цивилизации. Споры о месте России.

Роль типов потребления в экономических трансформациях. Глобализация, изменения последних десятилетий. Прогнозы и предсказания. Некоторые футурологические теории.
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Курс является введением в методы компьютерного имитационного моделирования, которые представляют собой современный инструмент исследования в экономике и других общественных науках.
1. Краткие сведения об общей теории систем. Понятия системы, входа, выхода, состояния и структуры системы. Динамические системы. Траектория и фазовое пространство. Детерминированные и стохастические системы. Примеры систем.
2. Определение понятий модели и оригинала. Существенные и несущественные переменные. Классификация моделей. Модели аналоговые и знаковые. Модели математические и имитационные. Компьютерные модели. Примеры применения моделей.
3. Методология имитационного моделирования. Рекомендации когда следует и когда не следует применять имитационное моделирование. Выбор цели моделирования (проверка гипотез об устройстве оригинала, калибровка, верификация, оптимизация, прогнозирование). Выбор типа модели и способа ее реализации.
4. Дискретные модели. Понятие о конечных и клеточных автоматах. Программные реализации дискретных моделей. Примеры дискретных моделей (Модель экономики природопользования небольшого горного региона и водохранилища).
Преимущества и недостатки дискретных моделей.
5. Модели, использующие аппарат уравнений в конечных разностях. Численные методы решения систем дифференциальных уравнений. Демонстрация простейшего примера – экономика эксплуатации стада промысловой рыбы. Построение блок-схемы модели и блок-схемы компьютерной программы. Тестирование модели. Исследование модели. Оптимизация режимов рыболовства с целью получения наибольшей прибыли. Путь от простейших моделей к моделям описывающим реальные ситуации. Опыт использования моделей в международных переговорах по установлению квот вылова тихоокеанских лососей.
6. Принципы работы и обзор существующих языков компьютерного моделирования. Краткое описание языка STELLA. Демонстрация работы основных элементов типа reservoir, flow, converter. Демонстрация построения и исследования простейших моделей (спрос и предложение, конкуренция, авторегулирование с обратной связью, материальные и денежные потоки). Методы визуализации результатов моделирования. Фазовые диаграммы. Анализ чувствительности.
Подробный разбор модели мировой динамики Форрестера, реализованной при помощи языка STELLA.
7. Основы объектно-ориентированного подхода к построению имитационных моделей. Программная реализация объектно-ориентированного подхода. Примеры имитации систем массового обслуживания и individual-based models в задачах экономики, социологии, демографии и популяционной динамики. Демонстрация модели эксплуатации сообщества оленей, волков и кабанов в Карпатах с использованием объектно-ориентированного подхода.
8. Основы эволюционного программирования и его использование в эволюционной экономике. Биологическая эволюция. Дарвиновский и недарвиновский подход к построению моделей. Демонстрация модели, показывающей различия в этих подходах. Генетический алгоритм и его практическое использование.
9. Заключение. Практические рекомендации по построению имитационных моделей сложных систем.
 


| Просмотров: 6707

Комментарии (2)
RSS комментарии
1. Написал(а) lisek в 05:19 28 марта 2009 г. - Гость
 
 
Лучше бы это был курс Теории прогресса. 
И не в "школе" торговцев, а в МГУ 
))
 
2. Написал(а) Виктор в 12:43 13 апреля 2010 г. - Гость
 
 
Ошибочно подверсталось
В данном тексте к разделу Клиодинамики подверсталось имитационное моделирование, которое в источнике является отдельным курсом.
 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите в ваш аккаунт.

Последнее обновление ( 23.03.2009 )
 
След. >
© 2017