Cliodynamics
Клиодинамика





Locations of visitors to this page

web stats

Скачать статьи

Форум


Причины Революции

Навигация
Главная
Клиодинамика
Статьи
Методология и методы
Конференции
СМИ о клиодинамике
Библиотека
- - - - - - - - - - - - - - -
Причины Русской Революции
База данных
- - - - - - - - - - - - - - -
Ссылки
Помощь
Пользователи
ЖЖ-Клиодинамика
- - - - - - - - - - - - - - -
English
Spanish
Arabic
RSS
Файлы
Форум

 
Главная arrow Статьи arrow АЛДАНОВ:Скорость технологических изменений в Древней Греции:монеты,которыми платили Пифагор и Платон
АЛДАНОВ:Скорость технологических изменений в Древней Греции:монеты,которыми платили Пифагор и Платон Версия в формате PDF 
Написал AK   
07.12.2008

Скорость технологических изменений в Древней Греции: монеты, которыми платили Пифагор и Платон

Автор: aldanov ([info]aldanov)

 

ИСТОЧНИК: http://community.livejournal.com/cliodynamics/19985.html

 

Меня интересует объективное измерение скорости технологического прогресса в Древней Греции. Удобный объект для этого  нумизматика, потому что именно чеканка монеты заметно улучшалась несколько столетий, и материала тут достаточно много.

 

Монеты в Средиземноморье появились в середине VII века до НЭ в Лидии, тут же они были переняты рядом греческих городов Ионии.  Скорость их улучшения была разной. То есть для полноты  надо бы изучать отдельные города и регионы. Но и так можно сказать, что в VI -V веке шло повсеместное улучшение уровня штампов (уровень рисунка и введение мелких деталей)  и  качества чеканки. Увеличивалось и художественное мастерство.  В   IV и начале III века  делались уже великолепные монеты, это была вершина мастерства чеканщиков и граверов.  

В связи с победой Рима над Грецией  в III веке качество монеты несколько снизилось, но великолепные образцы греческой монеты сохранялись, к примеру,  в птолемеевском Египте.

Технологическое и художественное качество монеты в этот период  -VII-III вв. до НЭ -  в определенной степени коррелирует с развитием общества, появлением философии и выдающихся памятников.

Потому   напрашивается  вопрос, как менялась монета за жизнь хотя бы одного выдающегося человека, который, как представляется, сам был причиной многих изменений. Или за три-четыре поколения таких известных людей. Пусть это будет Пифагор /и его ближайшие философские наследники/.

 

Справка: Пифагор родился   около 570 г. до НЭ    в Сидоне Финикийском (по Ямвлиху)   Отец был камнерез по имени Мнесарх, с острова Самос. Мать Партенида  из знатного рода Анкея, основателя греческой колонии на Самосее, сопровождала мужа в поездке в Сидон. Рождение ребёнка с выдающимися способностями будто бы предсказала пифия в Дельфах, потому Пифагор и получил своё имя, которое значит «тот, о ком объявила Пифия». В частности, Пифия сообщила Мнесарху, что Пифагор принесет столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой.  Пифагор жил на Самосее до 40 лет. Точно неизвестно, посещал ли Пифагор Египет, Вавилон или Финикию, где набрался по легендам восточной мудрости, или это ему приписывали.После отъезда с Самоса  Пифагор поселился в Кротоне в Южной Италии, где основал тайный орден посвященных в его учение. В конце века его и пифагорейцев изгнали из Кротона, некоторых при этом убили.  Пифагор умер в  Метапонте, также греческой колонии, около 490 г. до нэ., но возможно, что  еще 10 годами позже, около 480. Почти 450 лет спустя во времена Цицерона (I в. до н. э.) в Метапонте как одну из достопримечательностей показывали склеп Пифагора.

Сам способ обращения Пифагора со знанием, конечно, не был слишком перспективен: Пифагор не оставил книг, самое важное рассказывал лишь посвященным,  его учение известно фрагментарно по пересказам. Но влияние свое он оказал  - к примеру,   на   Плато́на   (428 или 427 до н. э. Афины. - 348 или 347 до н. э. там же).  Одним из его учителей Платона  был Тимей из Локр, пифагореец, который также общался с Сократом (ок. 469-399). В 389 году Платон отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами.

В «Диалогах» Платона  Сократ / «Федона» / обращается к Кебету: «Сокровенное учение гласит, что мы, люди, находимся как бы под стражей и не следует ни избавляться от нее своими силами, ни бежать, - величественное, на мой взгляд, учение и очень глубокое».   Сократ также говорит «есть древнее учение - мы его уже вспоминали, - что души, пришедшие отсюда, находятся там и снова возвращаются сюда, возникая из умерших».   Это детали учения Пифагора. Если вспомнить, что учеником Платона был Аристотель, то возникает картина преемственности философских школ.

 

Итак, жизнь Пифагора складывалась из отрезков: 40 лет на Самосее, примерно 25-30 лет в Кротоне, 10-15 лет в Метапонте. Посмотрим, как выглядела монета в течение его жизни (и некоторое время после нее). Качество монеты будем оценивать по 10 балльной шкале (1 балл за вес и клеймо,  то есть минимальные признаки монеты), 3 балла за уровень рисунка (качество, мелкие детали), 3 балла за технику чеканки, 3 балла за художественность. Это позволит сделать и количественную оценку.

 

Технологическая эволюция чеканки монет в 3 «пифагорейских» городах*

Период

Самос

Кротон

Метапонт

Конец VII века до НЭ

Начало чеканки монеты – грубые отпечатки на маленьких слиточках, фактически, без рисунка

1 балл

   

600-570 гг до НЭ

Рисунок, двухсторонний, пока низкого качества, но монета уже оформляется

2 балла

   

540-530

Рисунок улучшается, растет техника чеканки, монета неправильной формы.

2,5 балла

530 –появление собственной монеты, фактически односторонней, но правильной формы монеты, с хорошим, хотя и простым рисунком.

4 балла

Начало чеканки собственной монеты около 540 г, сразу на очень высоком уровне рисунка (относительно простого), очень правильной формой

5 баллов

4jd0-480

Вполне приличного качество штампы, но неправильная форма монеты.

4 балла

Двухстороння монета правильной формы, с довольно хорошо проработанным рисунками.

5 балла

Появление очень мелких деталей, отличная форма монеты сохраняется.

5,5 баллов

480-400

Улучшение рисунка, деталей и формы.

5 баллов

Усложнение рисунка и его качества.

6 баллов

Тот же уровень, без изменений

5,5 баллов

380 -

Художественно высокий уровень, хорошее качество чеканки с множеством тонких деталей, почти правильная форма.

7 баллов

Художественно высокий уровень, хорошее качество чеканки с множеством тонких деталей, почти правильная форма.

7 баллов

Художественная монета с отличными деталями, но форма иногда с недостатками.

 

6,5 баллов

 

Около 330-280

Максимальный уровень для Самоса

7,5 баллов.

Максимальный уровень для Кротона

7,5 баллов

Около 330-280 гг. пик качества монеты, большое число прекрасных образцов 

8 баллов

·         цветом выделено время жизни Пифагора.

 

Теперь можно оценить прогресс качества монеты в VI-IV вв., условно говоря, от Пифагора до Аристотеля.

Рис.1 Древнегреческая монета в VI-IV вв.: прогресс качества.

Довольно очевидно, что быстрый рост качества монеты происходил в 6 веке, потом был достигнут уровень, который изменялся медленно.   Потом последовал новый рывок, обеспеченный  художественными достоинствами монеты.
Приложение с иллюстрациями и оценками см в
http://aldanov.livejournal.com/183255.html
http://aldanov.livejournal.com/183502.html


| Просмотров: 6715

Ваш комментарий будет первым
RSS комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите в ваш аккаунт.

Последнее обновление ( 08.12.2008 )
 
< Пред.   След. >
© 2017